Едва утих скандал с просверленными дырами в корпусе МКС, как новое серьезное происшествие в космосе поставило все тот же острый вопрос: есть ли будущее у России в первом ряду космических держав?
К счастью, не стала катастрофой недавняя авария при запуске корабля «Союз МС-10». Но система аварийной эвакуации космонавтов была создана еще 60 лет назад. Спасет ли она в следующий раз, который, увы и не дай бог, при теперешнем положении дел не исключен?
Ведь до этого авария с участием космонавтов случилась только в 1983 году, когда ракета «Союз» взорвалась на старте. Но и тогда люди спаслись.
Вообще в этом смысле нам пока что везет, в отличие от США, где семеро погибших астронавтов при катастрофе «Челленджера» в 1986 году стали горем и позором американской космической программы. Но с тех пор Америка шагнула далеко вперед, Илон Маск, частник, уже на полпути к полету на Марс… А мы?
ШАГИ ПО НАКЛОННОЙ…
Не секрет, что в 90-х годах космическая отрасль страны финансировалась, как и вся промышленность, по так называемому остаточному принципу. Ну еще перепадали случайные западные гранты. В космос мы в то сложное десятилетие мало летали, пользуясь уцелевшими составными частями космического хозяйства СССР. Даже, казалось бы, сытые нулевые для ракетостроения стали не шагом вперед, а продолжением медленного скольжения вниз, как бы отложенной катастрофой.
С течением времени отрасль покинули последние отлично подготовленные советские спецы. Но смогли ли их заменить эффективные менеджеры, или, проще говоря, умелые «пилильщики бюджетов»? Нет, конечно. И если в менее технологически сложных отраслях это не было заметно и повальное воровство процветает до сих пор, то, когда в небо не взлетает по три ракеты подряд, такое сложно не увидеть.
И чем же нам сегодня осталось гордиться? Гагариным, Королевым, Леоновым, Терешковой? Да, несомненно! Но исторический блеск неминуемо блекнет после череды позорных современных аварий из-за разгильдяйства, воровства и некомпетентности по всей цепочке производства и управления космосом РФ.
Чем можно гордиться после затопления станции «Мир» и установки «Бурана» на ВДНХ? Да, и мы еще продаем в США ракетные двигатели конструкции 70-х, модернизированные в 90-х… И то контракт уже висит на волоске.
Та же система «Союз» до последнего времени считалась самой безопасной — аварий не было 35 лет! Но мы видим, что теперь нормально и безопасно функционировать она уже не может. Почему? Скорее всего, это человеческий фактор.
Например, срочно созванная комиссия по расследованию уже упомянутой аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ» озвучила вполне себе скандальную версию преднамеренной порчи или недостаточной проверки пирозамка на одном из боковых блоков ракеты. Опять к нам подкрались злоумышленники со сверлами? А что, в другой раз они небо нам «заштопают»?
Но если говорить серьезно, то нельзя сбрасывать со счетов и деградацию многих отраслей промышленности РФ: получается, что она не в состоянии обеспечить нормальное функционирование самых сложных своих составных частей. Когда по всем сложнейшим цепочкам производства отдельных деталей и компонентов идут нарушения (если не диверсии), то невозможно предсказать, где рванет в другой раз. Ведь одним хомутом не залатаешь насквозь гнилую трубу. Так что ржавые дыры в нашем космосе «сверлят» сегодня некомпетентность, коррупция и общая технологическая отсталость страны.
ОТ МЕЧТЫ ПОТЕРЯННОЙ К МЕЧТЕ НОВОЙ?
Мы потеряли мечту. О Луне. О Марсе. О Вселенной. Современная Россия заявляет устами спецов из ИКИ РАН, что на Луну мы полетим с целью освоения не раньше 40-50-х годов, чуть ли не на 70-80 лет уже отставая от США. Однако не все так мрачно. Наши руководители реально, кажется, заинтересовались космической отраслью как прорывной. Но случилось это примерно с 2010 года. Поздновато, конечно…
Специалистам же давно ясно, что летать «на старых кастрюлях» нельзя. Это огромные и пустые расходы, а то и загубленные жизни космонавтов. Начать программу модернизации надо было еще лет 10 назад, как говорят эксперты. Но руководители Роскосмоса неохотно признавали эту проблему, ссылались на недостаток средств. А тем временем вскрывались многомиллионные хищения при строительстве космодрома Восточный, упаковывались в тюрьмы «космические жулики»… Но космос модернизировать все же решили по ходу дела.
Однако на каком фундаменте это делать, если специалистов мало, а технологии мирового ракетостроения ушли вперед? И не получилось ли сегодня так, что «назначили верных, а спрашивают как с умных»?
Очередной не слишком, мягко говоря, выдающийся глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин на днях был исключен из Авиационной коллегии при Правительстве РФ. Похоже, это первый шаг к опале и серьезному кадровому решению в отношении журналиста по образованию, брошенного руководить сложнейшим технологическим направлением.
Скептики-эксперты по космической сфере считают, что модернизация провалилась, и ведут счет потерянным, утопленным, сожженным и не вышедшим на орбиту спутникам ГЛОНАСС, спутникам телекоммуникационным, коммерческим, военным, научным.
Оптимисты говорят, что наработки СССР оказались настолько мощными и «долгоиграющими», что мы еще покажем всем этим Илонам Маскам небо в алмазах… Кто из них прав, время покажет, конечно.
«Я ВЕРЮ, ДРУЗЬЯ, КАРАВАНЫ РАКЕТ…»
Обобщенное мнение по спасению отрасли от тех, кто изучает проблемы российского космоса, мы собрали воедино и вот что получилось.
-
Необходимо создать для космической отрасли специальные условия для развития, как это было в 50-е и 60-е годы. За финансированием установить жесточайший контроль.
-
Необходима честная ревизия ошибок. В первую очередь кадровых. Есть смысл «суперменеджеров» отправить из этой отрасли навсегда на биржу труда. Новый менеджмент следует собрать из числа молодых инженеров ЦКБ, не испорченных коррупцией и шапкозакидательскими настроениями.
-
Необходимо минимизировать излишнюю «секретность» и нашу космическую науку срочно и необратимо интегрировать в мировую науку. При изоляции и импортозамещении никто уже никуда не полетит — времени в этом убедиться было навалом.
-
Необходимо «забронировать» в ракетно-космическую отрасль всех выпускников с ракетостроительных специальностей трех российских вузов с последующей зарплатой как у топ-менеджеров госкорпораций. Не подпускать к российскому космосу «талантливых» детей нынешней элиты, что означает как бы люстрацию в рамках отрасли.
Другие эксперты предлагают совсем уж кардинальные меры. Такие, как полное дерегулирование отрасли, где командные методы были хороши только на первом, еще «бериевском» этапе, а сегодня это архаично.
Надо ввести полное освобождение от налогов данной отрасли и провести приватизацию вообще всего связанного с космосом. Надо провести расформирование Роскосмоса, потому что частные предприятия сами найдут и финансирование, и кадры, и займут свою нишу в общемировом разделении труда. А отсутствие налогов и административной ренты даст конкурентное преимущество. Спорный вопрос? Да! Но это надо серьезно обсуждать и решать, иначе…
…И вот, осуществив кардинальные перемены, Россия сможет «заштопать» свои космические дырки на мундире. И, может быть, тогда, лет через 12-15, наши дети снова будут гордиться своей космической державой.
Источник: