Университет 2035 запускает интенсив по цифровой трансформации вузов. Как будут готовить команды «цифровых ректоров»

1 ноября Университет 2035 запускает образовательную программу по подготовке команд «цифровых ректоров». Российские вузы – участники по итогам интенсива получат возможность усилить команду "цифрового ректора" и стратегию цифровой трансформации, провести оценку уровня цифровой зрелости университета, и сформировать проекты цифровой трансформации вузов, которые могут быть существенно ускорены в рамках программы. Подать заявку на участие можно до 28 октября на сайте

Нина Яныкина, ректор Университета 2035:

Сегодня в образовательном сообществе нарастает потребность в нахождении и формировании новых путей цифрового развития университетов. Для Университета 2035 проведение такого интенсива – необходимая мера, обусловленная как технологическим и экономическим развитием, так и пандемией, которая оказывает серьезное давление на систему образования.

Интенсив по подготовке команд цифровых ректоров стартует 1 ноября и нацелен на совместную проработку решений, которые позволят максимально эффективно организовать процессы внутри университета, чтобы в ситуации, когда мы все больше уходим в цифру, вузы не только не потеряли в качестве развития каждого отдельного студента и преподавателя, но и повысили это качество.

Совместно с участниками интенсива мы будем проектировать и искать решения в вопросах цифровой трансформации и повышения цифровой зрелости вузов. Достаточно большое количество университетов, включая участников программы «Приоритет 2030», проявили интерес к нашей программе.

В ней участвуют совершенно разные университеты, разного статуса, предметной направленности: исследовательские, предпринимательские, опорные, нацеленные на территориальное развитие. Это позволит вузовскому сообществу поделиться опытом и создаст условия для взаимного обогащения команд и обмена лучшими практиками.

Екатерина Любимова, проректор по образованию Университета 2035

Чем более грамотная и продвинутая “цифровая” команда будет в университете, тем эффективнее будут проекты по цифровой трансформации. У многих вузов уже есть квалифицированные специалисты, которые могут поделиться опытом в части цифровизации. Интенсив дает ректору комплексное понимание того, что реально происходит как в его собственном вузе, так и у «соседей».

Этапы интенсива

01 – 15 ноября. Формирование команды и скрининг уровня цифровой готовности вуза. Обучение и входная диагностика команды вуза, стратегические сессии для синхронизации и доведения целей и задач цифровой трансформации до каждого сотрудника. Скрининг уровня цифровой готовности вуза. Анализируем лучшие практики и области развития для каждого университета.

15 – 20 ноября. Очный интенсив для лидеров команд. Знакомство с лучшими практиками цифровой трансформации университетов и общение с лидерами успешных проектов. Команда вуза определит комплекс основных проектов цифровой трансформации университета, сформирует проектные команды, достигнет договоренностей с ключевыми партнерами.

22 ноября – 15 декабря. Онлайн интенсив для проектных команд. Индивидуальные траектории для каждого участника команды проекта в соответствии со спецификой роли в команде или типа реализуемого проекта. Участники команд смогут самостоятельно выбирать образовательные модули и прокачивать недостающие скиллы.

15 ноября – 15 декабря. Индивидуальные консультации экспертов для команд вузов. Закрепление за командой вуза аккаунт-менеджера для составления графика индивидуальных консультаций и специальных мероприятий университета. Помощь в подготовке документов и презентаций по проектам цифровой трансформации. Содействие в запуске и присоединении к сетевым проектам. Практическая часть обучения команды на реальных проектах.

Команда состоит из 3-10 участников.

Андрей Комиссаров, руководитель дирекции сервисов на основе данных Университета 2035

Для проектирования стратегии цифровой трансформации вузов нами была разработана системная модель с опорой на практику европейских и американских вузов и опыт цифровой трансформации российских университетов. На основе проведенного Университетом 2035 исследования был выделен ряд критериев, которые, с точки зрения научного сообщества, необходимы для цифровой трансформации вузов. Некоторые из них датацентричны, некоторые относятся к IT- инфраструктуре, к организационной форме, организационной культуре, организации образовательного процесса и т.д.

«Сегодня многие вузы, которые встают на путь цифровой трансформации, отличаются тем, что начинают порождать собственные сервисы, коммерческие продукты на основе цифры, упаковывать особым способом свой контент. При этом они не забывают об экосистемном, сетевом взаимодействии вузов в научной сфере на уровне проектов и сообществ, о взаимодействии с рынком труда, подтверждении и актуализации программ вузов на основе анализа данных рынка труда и динамики их изменений».

Сформированная динамическая модель показывает, где вуз находится сейчас и куда он стремится. С точки зрения цифровой трансформации вузы можно разделить на 4 типа:

классические. Цифровой трансформации подвержены лишь очень немногие процессы, как правило, в силу внешних обстоятельств.

прагматичные. Цифровая трансформация нужна им настолько, насколько это необходимо для акселерации внутренних стандартных процессов или для получения необходимых грантов, средств, субсидий и т.д.

прогрессивные. Вузы из этой категории становятся субъектами цифровой трансформации, акторами. Разрабатывают собственные продукты, выстраивают внутреннюю информационную инфраструктуру, модели данных, начинают работать с цифровым следом.

инновационные. Предлагают самые прорывные, радикальные концепции, реализуют некоторые решения впервые.

Модель позволяет распределить участников команды по ролям, а также:

  • увидеть все, что включает в себя цифровая трансформация,
  • найти вузу свое место,
  • определить планы дальнейшего развития,
  • разметить текущее состояние команды и план развития.

Василий Третьяков, советник ректора Университета 2035

Модель трансформации вуза может быть использована для формирования стратегии университета в области цифровизации.

Университеты могут выбрать стратегию цифровой трансформации в отношении каждой отдельной области или процесса:

  • Стратегия прагматичного университета. Вузы внедряют уже устоявшуюся практику. Например, берем практики внедрения электронного обучения и проверенные другими вузами инструменты. Это самый простой путь с высокой вероятностью успеха. К тому же и в команде нам достаточно набора специалистов, которые перенесут практику.
  • Стратегия прогрессивного университета. Например, в сфере сетевого взаимодействия вуз хочет совершить прорыв, сделать проект, который будет соответствовать переднему краю развития, уровню, который впервые внедряют единицы вузов как в России, так и за рубежом. Такие проекты связаны с более высокой степенью риска, но университет, который сможет запустить подобную практику, сформирует задел на несколько лет вперед.

Вузу не обязательно быть прогрессивным во всем, достаточно сделать прорывные решения в отдельных областях, на которые университет делает стратегическую ставку. Но это может помочь в привлечении абитуриентов, обновлении содержания программ, решении задач, связанных с региональной и отраслевой спецификой.

  • Стратегия инновационного университета. Такие вузы хотят делать уникальные цифровые решения, отличающиеся от того, что есть или внедряется в других университетах. Часто такие решения требуют кардинальных изменений деятельности вуза. Важно помнить, что инновационные проекты не всегда достигают результата в том виде, в котором они задуманы. Но в случае успеха, университет может получить существенные бонусы для развития, привлечения новых студентов и слушателей.

В рамках интенсива будут поддержаны все 3 стратегии. Для “прагматичных вузов” будет сформирован набор практик, которые вузы смогут применить максимально эффективно и быстро.

“Прогрессивным университетам” мы поможем совместно искать оптимальные решения, объединяться в сообщества, которые обмениваются новыми практиками и идеями. Также Университет 2035, там где это возможно, предоставит вузам доступ как к собственным разработкам и решениям, так и к решениям партнеров.

Инновационным университетам будет оказана максимальная поддержка в части разработки и сопровождения проектов, оценки их эффективности, последующего распространения практик и цифровых сервисов, которые будут созданы инновационными университетами.

Какие проекты цифровой трансформации будут на интенсиве

Управление образовательными технологиями на основе данных

Сегодня вузы, которые внедряют образовательные технологии, переходят на дистанционное обучение, используют специальные системы для проведения занятий в онлайне, в синхронном и асинхронном режиме, выбирают определенные системы поддержки и способы работы с контентом. Во многом такие вузы действуют на основе только опыта своих методистов и экспертов. Однако такие решения могут опираться не только на мнения и опыт, но и на данные. Тогда решения будут более персонализированы и будут соответствовать потребностям, которые есть у конкретных студентов. При переходе на дистанционное обучение мы сможем прогнозировать образовательные результаты учащихся. С помощью данных можно делать прогнозы, какие дисциплины лучше перенести на другой период, когда можно будет проводить очные мероприятия, а какие – без потери качества перевести в онлайн.

Для каждого университета это еще и возможность с помощью данных оценить, какие технологии стоит масштабировать, а какие – нет.

Ключевые направления работы:

Платформы сопровождения образовательного процесса, оптимальная структура образовательной программы по видам учебной нагрузки, эффективные форматы обучения, системы оценки деятельности обучающихся и результатов обучения, интеграция внешних ресурсов в образовательный процесс.

Примеры возможных формулировок результатов проекта:

  1. Внедрена новая для университета технология в образовательном процессе, проведена оценка результативности внедрения на основе данных о процессе.
  2. Создана система управления изменениями в образовательном процессе в части выбора технологий обучения для конкретных программ на основе данных.

Платформы проектного обучения

Системно отстроить проектную деятельность без цифры сегодня практически нельзя. Опыт реализации проектно-образовательных интенсивов по модели Университета 2035 показывает, что студентам интересно учиться только тогда, когда их проекты заметны, когда они соответствуют федеральному или мировому уровню достижений в конкретной сфере. Для этого необходимо, чтобы проекты объединялись на сетевых платформах, где есть взаимодействие с работодателями и выстроена система мониторинга и поддержки проектов. На интенсиве мы обсудим, как вузам вписаться в разного рода сетевые проекты, как сделать студенческие проекты востребованными и заметными, как дополнить проектную работу персональными траекториями с использованием возможностей сети вузов и образовательных платформ.

Ключевые направления работы:

Формирование базы данных проектных задач, проектирование конфигурации цифрового следа, работа с данными цифрового следа проектной деятельности и образовательных мероприятий, сборка проектных команд, система бесшовной поддержки проектной работы, архитектура среды проектного обучения, цифровые технологии в проектной деятельности, форматы и механизмы проектного обучения.

Примеры возможных формулировок результатов проекта:

  1. Внедрены сервисы командообразования, сопровождения проектов, рекомендаций по траекториям развития.
  2. Создана среда проектного обучения с учетом анализа данных цифрового следа по результатам проектной деятельности и образовательных активностей на основе эффективного сочетания актуальных цифровых технологий.
  3. Реализован проект межвузовского проектного обучения, основанного на единой платформе с каталогом задач от бизнеса, сборкой межуниверситетских команд

Развитие и обучение в течение жизни

Расширить спектр своих образовательных продуктов, повысить продаваемость программ ДПО, сделать студентов своими обучающимися в течение всей жизни – желанный результат для любого вуза, который не реализуем без цифровых решений.

Ключевые направления работы:

Развитие системы ДПО, проектирование и сопровождение карьерного роста выпускников, развитие универсальных компетенций, программы обучения по формированию цифровых компетенций, ДПО как базовый внебюджетный источник финансирования, модель ISA (Income Share Agreement)

Примеры возможных формулировок результатов проекта:

  1. Внедрены сервисы рекомендаций по программам ДПО для выпускников.
  2. Спроектирована система ДПО, направленная на формирование и развитие широкого спектра компетенций (профессиональных, универсальных, цифровых) и релевантная актуальным потребностям целевых аудиторий.
  3. Запущен проект накопительной системы признания уровня образования – через освоение отдельных программ ДПО человек получает возможность перейти к освоению программы магистратуры и получить диплом магистра в сокращенные сроки.
  4. Реализация модели ISA для программ ДПО с возмещением стоимости обучения после трудоустройства с получаемого дохода.

Образовательные онлайн-продукты

Перед многими вузами стоят задачи охватить аудиторию за пределами своего региона за счет цифровых продуктов, онлайн-курсов, новых форматов и образовательных программ, которые доступны независимо от местонахождения обучающегося. Обсудим, как выстроить технологию производства таких продуктов и сделать их востребованными.

Ключевые направления работы:

Анализ трендов и перспективы развития онлайн-образования, анализ и сравнительная оценка существующих образовательных продуктов, направления и способы вывода образовательных продуктов на рынок онлайн-образования, конкурентные преимущества новых образовательных продуктов.

Примеры возможных формулировок результатов проекта:

  1. Создан уникальный образовательный продукт для рынка онлайн-образования с формированием четкого образа целевой аудитории и описанием ее потребностей, включая план масштабирования продукта.
  2. Запущена система создания онлайн-продуктов, включающая технологический комплекс производства контента, нормативную рамку привлечения авторов контента, маркетинговую политику и партнерскую сеть платформ для публикации продуктов.

Трансформация школ

Участники направления обсудят, какую роль может играть университет при работе со школами, при подготовке педагогов и проектов по работе с абитуриентами и сбору данных.

Ключевые направления работы:

Программы дополнительного образования детей, работа с одаренной молодежью, выявление уникальных навыков с помощью олимпиадного движения и конкурсов мастерства, система интегрального учета индивидуальных достижений, комплексные программы работы с абитуриентами, сценарии цифровизации в системе среднего образования

Примеры возможных формулировок результатов проекта:

  1. Спроектирована адаптивная система трансформации среднего образования в логике траекторий обучения в университетах на основе формирования и развития потенциала абитуриентов.
  2. Запущена система подготовки и оснащения учителей цифровым контентом и сервисами.
  3. Создана платформа для анализа достижений и цифрового следа развития школьников, обеспечена персональная работа с потенциальными абитуриентами.

Персональные траектории студентов

Одно из наиболее востребованных направлений работы для университета и в то же время одно из самых трудоемких. Перестройка принципов сборки учебных планов приводит к перестройке почти всех процессов в университете. Построение тысяч траекторий не дает никаких шансов сохранить ручной способ методической работы. Только слаженная работа команды университета может принести понятный и нужный студентам результат, сохранив при этом экономическую эффективность работы университета.

Ключевые направления работы:

Качественные изменения образовательной среды, проектирование образовательных программ в логике ИОТ, управление модулями образовательных программ, трансформация структуры управления образовательным процессом, управление на данных в образовании, целеполагание студентов и осознанность выстраивания собственных образовательных траекторий, системы интеллектуального подбора образовательного контента и рекомендательные системы, "распаковка университета" в целях реализации ИОТ студентов

Примеры возможных формулировок результатов проекта:

  1. Осуществлен переход к построению учебных планов для каждого студента, внедрена система составления расписания учебных групп по отдельным модулям.
  2. Созданы условия для осознанного выбора студентами образовательных маршрутов с использованием рекомендательных систем и интеллектуального анализа данных.
  3. Обеспечена возможность выбора образовательных модулей других вузов и онлайн-курсов цифровых платформ в составе основных образовательных программ.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Crypt - Криптомир
Добавить комментарий