Стартапы и технологическое предпринимательство в вузах. Итоги Архипелага 2121. Часть третья

Развитие технологического предпринимательства в вузах – один из трендов высшего образования. Российские университеты постепенно включаются в процесс, начинают тестировать новые образовательные форматы, например, стартап как диплом и стартап как учебный план. Но пока практика только формируется, многие вузы не знают с чего начать. Приводим решения по студенческому техпредпринимательству, которые разработали команды-участники проектно-образовательного интенсива “Архипелаг 2121”.

Startup token

(МГУ им. М.В.Ломоносова, ООО Изобретатель, КГТУ, Группа компаний NBICS)

Проблема

В результате роботизации в 2020 году было потеряно более 7,1 млн рабочих мест. Авторы проекта уверены, что через 30 лет роботы могут оставить без работы уже половину населения Земли. Чтобы этого не произошло, необходимо вносить изменения в образовательный процесс. Сегодня в ходе обучения не образуется добавленного продукта, который помог бы уменьшить затраты и сделать учителей и учеников более свободными экономически. К этому добавляется низкая предпринимательская активность и компетентность студентов.

Решить проблему можно за счет увеличения числа успешных стартапов. Авторы Startup token предлагают в качестве решения свой проект:

  • Геймификация процесса создания и выращивания бизнеса стартапа;
  • Рост курса стартап-токена отражает рыночную привлекательность стартапа для инвестора;
  • Учет в базе данных с распределенным реестром, делает прозрачным процесс развития стартапа.

Проект позволяет учитывать активность работы всех членов команды стартап-токенами при выполнении алгоритма стартапа и не требует

Эффекты от реализации. Что делает проект:

  • Развивает рынок интеллектуальной собственности (ИС) и нематериальных активов стартапов (НМА);
  • Создает условия для развития рынка ETF, ИС и НМА стартапов;
  • Меняет ценностную парадигму и повышает престижность умственного творческого труда;
  • Показывает возможность инвестирования не только в деньгах, но и в материальных и в нематериальных активах, что увеличивает темпы роста ВВП;
  • Решает проблему доверия в бизнесе. Нарушение договорных обязательств сразу приводит к автоматическому изменению статуса предпринимателя;
  • Повышает престиж страны как мирового лидера инновационного развития.

Образовательный формат «S2S»

(УВО «Университет управления «ТИСБИ»)

Проблема

Авторы работы отмечают несколько проблемных областей:

  • идеи школьников не получают развития из-за отсутствия у подростков знаний об управлении проектом, а также из-за отсутствия преемственности между школой и вузом;
  • упущенные возможности или выгоды экономики региона (потеря технологических идей школьников) для инновационного развития.

Решение

Команда предлагает образовательный формат, создающий условия для развития проекта и наращивания мультикомпетенций учащихся через интеграцию школьников в учебный процесс в университете. Работа над проектом ведется на базе вуза в рамках учебных планов направлений подготовки. Предполагается, что формат интегрирован в рабочую программу дисциплины.

Выгоды:

Для студентов-гуманитариев это прежде всего опыт работы с техническими проектами, для школьников-технарей – новые знания в гуманитарных дисциплинах, для команд – опыт упаковки продукта и работа с единомышленниками.

Стартап как образовательная программа

(НИТУ МИСиС)

Основная идея проекта состоит в том, что учащиеся работают над стартапом по индивидуальной образовательной программе.

Вызовы:

  • Отсутствие коммуникации между студенческими проектами и рынком;
  • Слабая экспертиза в части предпринимательских компетенций;
  • Слабая индивидуализация образования;
  • Застой в области форматов обучения в университетах;
  • Генерация востребованного продукта в процессе обучения.

Что планируется сделать:

  • создать открытую площадку для размещения проектов стартапов и резюме студентов, которые хотят войти в команды (Агентство проектов);
  • проводить занятия в рамках образовательной программы в формате бизнес, эксперт + преподаватель;
  • сократить обязательную часть (ядро программы) до 20% с целью индивидуализации трека для развития компетенций под стартап;
  • организовать занятия по предпринимательству → форма мышления + soft skills;
  • изменить нормативную базу (ОС, положение о ВКР, форма ГИА).

Система оценивания:

1. Критерии:

  • Уровень проработанности идеи/концепции;
  • Рабочий прототип / MVP;
  • Привлечение первых пользователей (некое мин количество пользователей).

2. Отслеживание динамики процесса разработки стартапа в реальном времени (Trello, Slack и др.)

3. Отдельная процедура итоговой аттестации (в составе эксперты, представители бизнеса, акселераторов, венчурных фондов).

Среди возможных рисков авторы проекта отмечают отсутствия желания у студентов делать стартапы (недопродажа ценности), потерю мотивации в процессе разработки стартапа (страх неудачи, ошибки), бюрократию и недостаточную вовлеченность преподавателей.

Проект стартует в этом году, ожидается, что первые защиты пройдут уже весной 2023 года.

Университет как платформа для устойчивого развития и сохранения кадрового потенциала региона

(СГТУ имени Гагарина Ю.А.)

Авторы проекта отмечают, что в настоящее время крупные предприятия Саратовской области заинтересованы в специалистах с хорошим уровнем универсальных и уникальным набором профессиональных компетенций в ряде областей.

Университет выступает в качестве ядра взаимосвязей между всеми стейкхолдерами региона и участниками сетевого взаимодействия на протяжении всего жизненного цикла человека. Вуз определяет развитие универсальных компетенций и навыков технологического предпринимательства на различных этапах и в ходе различных форм взаимодействия между стейкхолдерами, а также развивает у студентов готовность к новым вызовам. Учащийся примеряет на себя различные роли: участник команды->лидер->ментор.

Проект соответствует национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» и стратегическому приоритету «Сохранение, воспроизводство и развитие человеческого потенциала региона» Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года.

Стартап как диплом на базе РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

Выпускная квалификационная работа представляет собой реально существующий бизнес-проект, созданный одним студентом или командой (с юридическими лицами и сформированной командой). Он должен демонстрировать уровень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

В основе программы – ежегодный цикл мероприятий:

  • тренинги, направленные на формирование проектных и предпринимательских компетенций, soft и hard skills;
  • студенческий акселератор;
  • поддержка при подготовке заявок на конкурсы для привлечения финансирования;
  • консультации ведущих экспертов и постоянное сопровождение команд на всех этапах жизненного цикла проекта.

Стать участником программы «Стартап как диплом» может студент любого направления подготовки, специальности и уровня образования. Главное условие – соответствие роли в команде стартапа и функциональных обязанностей студента, подтверждающих освоение компетенций, установленных ФГОС.

Работа над стартапом ведется по аналогии с научной работой и включает следующие этапы:

  • Поиск идеи (т.е. поиск потребительской проблемы);
  • Поиск команды стартапа;
  • Выдвижение и проверка гипотез о целевой аудитории и ценности;
  • MVP;
  • Тестовые продажи;
  • Привлечение инвестиций.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Crypt - Криптомир
Добавить комментарий