Сетевые образовательные программы. Итоги Архипелага 2121. Часть вторая

Сетевые образовательные программы, когда в организации обучения участвуют сразу несколько вузов, – один из наиболее перспективных образовательных форматов. Преимущество сетевых программ состоит в том, что они объединяют ресурсы и лучшие практики всех вузов-участников. Таким образом студенты получают доступ к качественному и актуальному контенту, а университеты готовят кадры более эффективно, быстро адаптируясь к меняющимся запросам рынка труда. Команды университетского трека Архипелага 2121 представили концепции и уже работающие проекты сетевых программ, в том числе магистратуры. Рассказываем о некоторых из них.

Мультимагистратура «Инженерия будущего»

Кого готовят: кадры для рынков TechNet, AeroNet, EnergyNet.

В основе подготовки:

  • Многоуровневые инновационные образовательные программы с интеграцией в них бизнес-элементов и практик сетевого взаимодействия с вузами-партнерами, индустриальными партнерами, бизнес-сообществом, органами власти;
  • Университет НОЦ – провайдер элитного профессионального образования в области аэрокосмических технологий, двигателестроения, энергетики и автоматизации производств, точка притяжения исследователей ведущих мировых университетов, инновационный технологический хаб;
  • Модель «экономики совместного потребления» и новых форматов научной, производственной и инновационной кооперации.

В основе комплексной системы подготовки по направлениям магистратуры лежит концепция Мультиуниверситета НОЦ.

Образовательные траектории выстраиваются по направлениям развития сквозных технологий НТИ:

  • большие данные,
  • искусственный интеллект,
  • новые и портативные источники энергии,
  • новые производственные технологии,
  • сенсорика и компоненты робототехники,
  • нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Ключевые формы и инструменты реализации образовательных программ:

  • модульный принцип учебного плана,
  • индивидуальные треки,
  • расширенный блок практик и стажировок,
  • междисциплинарность,
  • исследования и практики «на стыке»,
  • академическая мобильность,
  • система «живых лабораторий»,
  • гибкое сочетание hard, soft, digital skills, think skills (конструктор компетенций),
  • единая цифровая платформа (цифровой двойник обучающегося – специалиста – ученого, оценка компетенций на протяжении всей жизни),
  • навигатор инноватора.

Университеты-участники: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Тамбовский государственный технический университет, Ульяновский государственный технический университет, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, Южный федеральный университет, Университет «Сириус».

Модульная сетевая магистерская программа для новых рынков НТИ

Кого готовят: специалистов и лидеров разработки новых технологий через освоение модульных треков NET.

В основе подготовки:

  • Модульные треки образовательных программ на основе рынков и компетенций НТИ. Модуль – элемент ДПО и часть программы;
  • Мультиагентная сеть. Программа строится на партнерстве с вузами, новыми рынками, стейкхолдерами региона. Сеть восполняет дефициты рынков НТИ;
  • Переложение глобального знания на уровень формирования Future skills: создание и переупаковка компетенций будущего;
  • Привязка к рынкам и сквозным технологиям НТИ, включение инфраструктуры и разработок Новгородской технической школы в проекты-маяки.

В рамках магистерской программы создается образовательный формат с перевернутой логикой – от коротких курсов и профессиональных компетенций к основам технологического знания уровня магистратуры. Программа предполагает возможность проектировать компетенции будущего – от создания до трансляции и делает акцент на траекториях развития проектов-маяков НТИ.

Ключевые элементы реализации образовательных программ:

  • Новгородская техническая школа как площадка, объединяющая дополнительное образование, науку и компании высокотехнологичного бизнеса (17 лабораторий рынков НТИ);
  • образовательные ресурсы включают технологии проектного обучения, наличие государственных лицензий на магистерские программы для реализации проекта, интеллектуальные ресурсы (ППС, научные школы, инновационные цепочки);
  • региональная повестка для вуза (поддержка региональной властью тенденций создания и трансляции компетенций будущего в формате рынков НТИ);
  • сформированная сеть с индустриальными и академическими партнерами;
  • партнеры по ключевыми для региона новым рынкам HealthNet, NeuroNet, AeroNet, TechNet.

Университеты-участники: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (НовГУ), университеты-партнеры НовГУ (до 10 университетов).

Сетевая магистерская программа «Агробиотехнологии» для рынка FoodNet

Кого готовят: кадры для рынка FoodNet. Акцент на новые производственные технологии.

В основе подготовки:

  • Уникальность образовательных программ обеспечивается за счет использования ресурсов партнеров, стажировок на базе ведущих предприятий АПК, индивидуальных образовательных траекторий;
  • Конкурентные преимущества, основанные на уникальной материально-технической базе, проведении исследований в различных климатических зонах, реализации программы высококвалифицированными кадрами мирового уровня, возможности освоить новые биотехнологии;
  • Ключевые эффекты связанные с разработкой и внедрением новых агробиотехнологий в АПК регионов, подготовкой кадров для обеспечения продовольственной безопасности страны, увеличение ВРП.

Образовательные траектории реализуются по модульному принципу:

  • Образовательный модуль на базе сети учебных заведений;
  • Научно-исследовательский на базе сети научно-исследовательских институтов и организаций;
  • Стажировки и проектная работа у индустриальных партнеров;
  • Дополнительный модуль академической мобильности на базе зарубежных программ (Erasmus+, DAAD) и программ летних стажировок.

Университеты-участники: Российский государственный аграрный университет (МСХА имени К.А. Тимирязева), Ставропольский государственный аграрный университет, Южный федеральный университет, Новосибирский государственный аграрный университет, Омский государственный аграрный университет, Красноярский государственный аграрный университет, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Кузбасский государственный аграрный университет, Тамбовский государственный технический университет, Саратовский государственный аграрный университет, Самарский государственный аграрный университет, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Сколковский институт науки и технологий, Университет 2035.

Сетевая магистерская программа подготовки высококвалифицированных кадров для фотоники

Кого готовят: специалистов для рынков TechNet и AutoNet. Акцент на сквозную технологию фотоника.

В основе программы:

  • Разработка образовательного стандарта магистратуры,
  • Разработка модели сетевой магистратуры,
  • Мониторинг запросов на компетенции (Future skills),
  • Разработка информационно-аналитической системы прогнозирования кадрового спроса рынков НТИ,
  • Создание цифрового конструктора программ.

Образовательные траектории реализуются по модульному принципу с различными вариантами интеграции на отдельных этапах реализации программы Центра компетенций «Фотоника», консорциума «Фотоника», технопарков, НОЦ и лабораторий мирового уровня.

Университеты-участники: Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ), университеты-партнеры ПГНИУ (до 10 университетов)

Элитная сетевая магистерская программа «Архитектор интеллектуальных систем управления»

Кого готовят: специалистов для рынков HealthNet, TechNet, FinNet, NeuroNet, FoodNet, EduNet.

В основе подготовки:

  • Проектирование интеллектуальных информационных систем управления для конкретной предметной области с вариативностью образовательных траекторий (модели Big Data для управления предприятием, совместимые с нервной системой человека интерфейсы, интеллектуальные системы управления сельскохозяйственным предприятием, интеллектуальные системы управления динамической диспетчеризацией, технологические стартапы);
  • Интеграция цифровых решений (платформы EdTech, интеллектуальная биржа труда, рекомендательная система, единая образовательная онлайн-платформа);
  • Подготовка команд под заказ индустриального партнера с учетом базовых принципов (психологическая совместимость людей, разные роли и специализация, наличие успешного опыта, умение работать в распределенной команде).

Университеты-участники: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ), университеты-партнеры НГУЭУ (до 5 университетов)

Чтобы узнать о возможностях участия в проектах, пишите на partnership@2035.university

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Crypt - Криптомир
Добавить комментарий