Минтруд решил сделать апгрейд требований по охране труда. Законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части совершенствования трудового законодательства в области охраны труда)» сейчас обсуждается заинтересованными ведомствами. Собственно, он еще в 2015 году активно обсуждался, когда был подготовлен, но тогда решили его доделать. Дело, безусловно, благое. По данным Роструда за I полугодие 2017 года произошло 2 тыс. несчастных случаев на производстве, погибло 434 человека. Комиссия ООН называет цифру 350 тыс. несчастных случаев в год. О статистике позже, а пока – к документу.
Я помню все твои трещинки
Минтруд не сомневается, что ключевой способ обеспечения безопасности производства, доказавший свою эффективность – это режим самоинспектирования. Государству, как указано в проекте, достаточно участвовать в этом лишь рамочно. Работодатель должен проводить самостоятельную оценку соблюдения самим собой требований трудового законодательства. Отдельной статьёй прописана его обязанность расследовать несчастные случаи, приведшие к возникновению микротравм. А если кто из сотрудников будет противиться соблюдению безопасности, или по его вине произойдёт ЧП, то его можно будет отстранить от работы или уволить. Если жив останется.
Работа насмерть
По данным Федеральной службы по труду и занятости, существуют значительные трудности и нарушения при расследовании несчастных случаев. Прежде всего, работодатель нарушает сроки и порядок извещения трудовой инспекции о несчастном случае, зачастую занижает степень полученных травм, поскольку в этом случае расследование ведется им самим. Трудовая инспекция подключается только в случае смерти или тяжелого увечья работника. Да и то возглавляет комиссию сотрудник инспекции, а состав-то формирует работодатель. Спецоценку условий труда довольно часто делают формально, при этом работники не извещаются о результате. Кстати говоря, официальная статистика травм и смертей зиждется на официально же оформленных трудовых отношениях. По той же статистике, в стране более 40 миллионов занятых «непонятно чем», а в строительной отрасли более 60% — мигранты. Тут собственные граждане не знают как себя вести, а если и знают, то боятся требовать или судиться, чтобы не потерять работу, а «каких-то» травмированных вьетнамцев кто же считать будет?
Не виноватый я, он сам…
Вопиющие нарушения безопасности производства, повлекшие смерть людей для части работодателей тоже не повод расстраиваться и отправляться на нары. В 2016 в г. Воркута на шахте «Северная» погибло 36 человек: шахтёры работали с нарушениями норм безопасности. Компенсации семьям были выплачены, однако виновные так и не были наказаны. В Архангельске за гибель машиниста котельной суд дал год условно инженеру по охране труда, предприятие оштрафовал на 115 тысяч, а директора – на 16 (!) тысяч. В конце августа от отравления погиб специалист «Пермской химической компании». Спецкостюмы работникам не выдают, только противогазы, вентиляция в цехах еле работает. В марте там же от ожогов из-за произошедшего пожара погиб еще один работник. А ранее компанию оштрафовали аж на 90 тысяч рублей за превышение норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 320 раз. Это, собственно, все её неприятности. Так надо ли передавать контроль соблюдения безопасности на производстве на откуп самим предприятиям или госорганы должны сохранить, а то и расширить свой контроль?
Источник: