Как университеты будущего смогут менять картины мира людей

Мы уже подробно рассказывали об итогах форсайта «100-летний горизонт», которые зафиксировала группа российских футурологов [

Материал подготовлен на основе работы Университетского трека интенсива Архипелаг 2121.

Основная задача сегодняшних университетов – готовить специалистов для разных видов профессиональной деятельности. Задачи университетов будущего могут кардинально измениться. Например, вузы могут стать площадкой, где формируются картины мира и создаются условия для реализации наиболее желаемых для человечества сценариев. Приведем конкретный пример. Сегодня одна из самых острых и обсуждаемых мировым сообществом проблем – глобальные климатические изменения. На Земле повышается температура, последствия этого коснутся каждого и у человечества есть несколько возможных сценариев развития. Теперь представьте, что университетское сообщество может существенным образом повлиять на реализацию этих сценариев. Это достаточно серьезный вызов для университетов как организаций, институций и сообщества. Если мы сможем влиять на развитие и реализацию определенных сценариев, то сможем и предотвратить возможные глобальные, в том числе экологические катастрофы. Если мы этого сделать не сможем, то тогда уже последуют изменения социальные: человечеству придется менять свои привычки и образ жизни и, скорее всего, не в лучшую для себя сторону.

Готовы ли университеты взять ответственность за изменения? Есть ли примеры того, как университеты, научные организации повлияли на повседневную жизнь? Из ближайшего прошлого – это история про ответ на пандемию, когда вузы и научные институты по всему миру смогли объединиться и выстроить систему доверия, обмен данными и потому достаточно быстро создать вакцину. То, как выстроилось это взаимодействие, – беспрецедентный случай. Никогда раньше не было такой быстрой совместной реакции многих стран за счет передачи данных и выстраивания совместной работы. Мы увидели, что человечество может объединить усилия перед большим вызовом и, что самое важное, университеты в этом могут сыграть ключевую роль. Других институций, корпораций, компаний, даже государств, которые смогли бы сейчас выстроить такое взаимодействие, просто нет. Почему? Потому что именно в университетах заложен принцип сетевого взаимодействия.

Проекты-маяки: вызовы для российских вузов

Проекты-маяки – стратегические инициативы по созданию рынков высокотехнологичной продукции, в которых будут задействованы частный бизнес, наука, технологические стартапы, государственные корпорации. Летом 2021 года на интенсиве Архипелаг 2121 были представлены подробности этих проектов.

«Электроавтомобиль и водородный автомобиль»: создание семейства автомобилей на электричестве, в том числе с использованием водородных топливных элементов.«Беспилотные логистические коридоры»: транспортные коридоры для перевозки грузов. Первый такой коридор предполагается создать на трассе М11 в направлении Москва – Санкт-Петербург уже до 2024 года.«Автономное судовождение»: создание коридоров коммерческого автономного судовождения. Первый маршрут Усть-Луга – Калининград.«Беспилотная аэродоставка грузов» в труднодоступные районы Арктики и Дальнего Востока.«Персонализированные медицинские помощники (ПМП)»: создание системы дистанционного наблюдения и диагностики людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями и сахарным диабетом с помощью персональных носимых устройств.

Почему эти проекты важны в контексте изменения роли университетов в общественной жизни? Это вызовы, пусть пока не глобального, но точно странового уровня и в этих сферах у России есть все шансы если уж не достичь доминирующего положения на глобальном рынке, то, как минимум, добиться конкурентной позиции. Проекты демонстрируют результат работы, проведенной, в том числе, и университетами, и государством, и отдельными экспертами. Мы видим, что есть шанс, например, запустить первые автономные суда, и здесь страна уже в лидерах. Есть шанс запустить первые автомобильные дороги для беспилотников. Возможно, мы построим первый город, в котором не будут использоваться традиционные виды топлива. Это вызовы, работая над которыми, страна может вырваться вперед. И тут встает вопрос не только конкурентоспособности, но во многом технологической безопасности, суверенитета и возможности занимать определенные позиции в мире.

Реализация проектов-маяков требует решения разного уровня задач и включения большого количества людей, которые будут работать в технологических компаниях, обслуживать инфраструктуру, заниматься исследованиями и разработками. И именно университеты будут готовить кадры для этих проектов. Важно, чтобы университеты уже сейчас включались в эту работу и взаимодействовали как сеть, где возможен доступ к любым компетенциям, где можно быстро готовить кадры под меняющиеся условия. Достичь этого не сможет ни один вуз даже в отдельно взятой зоне ответственности. Это можно сделать только сетью университетов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Crypt - Криптомир
Добавить комментарий