Проектная деятельность в вузах. Лучшие практики и модель Университета 2035

Эксперты Университета 2035 рассказали на Баркемпе “Национальная технологическая революция 20.35” о лучших практиках проектной деятельности в вузах, о том, как сформировать образовательное пространство для нескольких тысяч участников и зачем вузам запускать у себя проектно-образовательные интенсивы.

В

Как устроены проектно-образовательные интенсивы

Рассказывает Анастасия Демина, руководитель Центра образовательных интенсивов Университета 2035.

Программа проектно-образовательных интенсивов «От идеи к прототипу» ориентирована на студентов, желающих присоединиться к предпринимательской деятельности во время учебы в вузе. Она позволяет участникам за три месяца дойти от «нулевой» стадии (даже при отсутствии идеи) до работающего прототипа.

Участие в интенсиве могут принимать любые вузы при условии, что разработка команды будет технологической. Как правило, внутри образовательной организации формируются команды разработчиков из четырех-семи студентов разных специальностей второго-третьего курсов бакалавриата. С работой им помогает проектный наставник — сотрудник вуза.

Университет 2035 предоставляет командам методологию в соответствии с их образовательным запросам и организует три-четыре мероприятия за интенсив с консультациями от внешних экспертов, трекеров и специалистов отраслей, в которых студенты разрабатывают проекты. Прогресс команд отслеживается на онлайн-платформе, где студенты и наставники оставляют записи о результатах этапов интенсива. Там же осуществляется поддержка студентов и формирование рекомендаций по образовательному контенту.

Основная проблема с поддержкой предпринимательских проектов в вузах состоит в том, что студентам трудно перейти из режима пассивного слушателя в режим инициативной работы.

Зачастую преподаватели по привычке выступают в роли начальника, из-за чего у студентов теряется желание делать что-то своими силами. Важно отметить, что в рамках интенсива наставники не управляют проектами команд, а выступают в качестве менторов. Они разъясняют методологию, помогают справиться с конфликтами в команде при их возникновении. Методология построена с максимальной ориентацией на студентов: они сами решают, что они хотят делать, а наставники и организаторы помогают им это осуществить.

В качестве примера проекта, вышедшего из интенсива, можно привести разработку студентов ТГТУ — антенну для интернета пятого поколения. По итогам весеннего интенсива команда вышла на тестирование своего прототипа с российским оператором мобильной связи. Второй интересной разработкой стало приложение для автоматической проверки возраста пользователя при покупке товаров с ограничением 18+. Студенты уже начали работу по внедрению разработки в популярной сети магазинов.

В текущей осенней волне интенсивов принимают участие порядка 70 вузов, трех тысяч студентов и более 200 внешних экспертов.

Как работать над проектом

Рассказывает Арина Шишко-Кравченко, руководитель отдела проектной деятельности Центра образовательных интенсивов Университета 2035.

В интенсиве мы выделяем две стратегии формирования проекта. Первая — инициативная, когда участники сами хотят сделать стартап и воплотить свою идею. Вторая — задача от отраслевых партнеров, которую они готовы отдать на аутсорс студентам.

Команда работает над проектом в пять этапов: запуск, исследование, разработка решения, экономика, упаковка проекта. Эти шаги включают в себя путь от формирования идеи и целей до конечной подготовки прототипа. Информацию об этапах и материалы по подготовке студенты получают в командных профилях на платформе Университета 20.35. Помимо этого, мы постоянно находимся на связи со студентами и отвечаем на их вопросы онлайн в дискорде и на еженедельных брифингах.

Благодаря интенсиву студенты вузов проходят настоящую профориентацию, а преподаватели повышают квалификацию. Для обеих категорий открываются возможности сотрудничества с отраслевыми партнерами и представителями бизнес-среды, которые также получают выгоду от привлечения новых лиц к решению своих задач. От вуза требуется лишь подать заявку на интенсив, собрать команды и проектных наставников, обучением которых также займется Университет 20.35.

Кейсы вузов-участников

Кейс 1

Станислав Труфанов, руководитель проектной деятельности в ЮФУ, рассказал о наборной кампании студентов.

Привлекать студентов нужно тем, что сейчас у них на слуху. Для распространения информации об интенсивах мы использовали мемы с актуальными паттернами (трендовые сериалы, персонажи, высказывания). Чтобы узнать, чем сейчас живут студенты, преподаватели проводят опросы об их интересах. Важно продолжать информационную поддержку на протяжении всего интенсива, иначе студенты могут пропустить важное мероприятие из-за углубленной работы над проектом, либо «перегореть», почувствовав себя в одиночестве.

Любой студент с идеей для разработки внутри ЮФУ может выступить на ярмарке проектов. По ее итогам собранные инициативы проходят этап генерации идей, где набирают единомышленников. Далее студенты голосуют за наиболее подходящие им проекты. По результатам голосования участников распределяют по командам, которые начинают работу над прототипом.

Кейс 2

Леонид Потапов РГЭУ (РИНХ) — о поиске отраслевых партнеров и банке задач.

Биржа проектов упрощает работу с выгрузками внутри интенсива в рамках вуза. Партнер не должен погружаться в лишнюю информацию. Он заходит на сайт и оставляет свою задачу в любом виде (подходит форма запроса). Команда организаторов модерирует ее, уточняя запрос заказчика и интересы студентов. Затем кейс добавляется в базу или фонд проектов. Если задача не будет взята в ближайшее время, контакты заказчика все равно останутся у вуза до подходящего случая.

Со стороны студента процесс еще проще: он заходит на сайт, изучает кейсы и выбирает понравившиеся по системе топ-10. На этом этапе действия наставника совпадают с действиями студента — он также выбирает интересный ему проект.

Кейс 3

Вера Кочерова ЯрГТУ — о сопровождении проектных наставников.

Важно: мы не ставим наставникам нормативы по количеству команд и результатов. Мы обучаем их и оказываем поддержку, но стараемся донести, что студенты должны работать над проектом в своем ритме и комфортной атмосфере. Задача наставника — помогать, а не руководить.

Как управлять образовательным пространством на несколько тысяч участников

Рассказывает София Кулик, специалист по работе с партнерами Центра образовательных интенсивов Университета 2035.

Весной 2020 из-за пандемии все старались перейти на дистанционный режим работы, сохранив аудиторию. В интенсиве коммуникация изменилось первой: мы перешли в чаты, онлайн-обсуждения, отказавшись от реальных встреч. Через год мы выстроили стратегию взаимодействия с участниками, по которой мы поддерживаем с ними регулярное и плодотворное общение. Подтверждением успешного результата стало кратное увеличение участников и наставников, позволившее нам ввести для них отбор.

Мы обеспечили студентам доступ к большому числу мероприятий во многих вузах России — узнать о них и подать заявку на участие можно через раздел «Расписание» на платформе. Через свои личные кабинеты студенты и наставники узнают о новостях интенсива и получают полезную методическую информацию, которая остается доступна в хранилище сервиса Notion. Мероприятия с большим числом одновременных участников мы проводим через ориентированный на это сервис Дискорд, который поддерживает аудио- и видеосвязь, а также дает возможность показывать презентации и разделять участников по тематическим комнатам. При возникновении трудностей и нехватки компетенций студенты могут использовать подборки

Один из главных принципов онлайна — это омниканальность. Каждому пользователю удобно просматривать сообщения через разные каналы (почта, мессенджер, сайт и др.), поэтому их нужно дублировать. Сообщения должны приходить «по договоренности» — в определенное время, о котором вы уведомляете адресатов, чтобы те были готовы проверить его.

В информационном сопровождении участников мероприятия важно не спамить, но быть своевременными. В обычное время участникам не нужно отправлять на почту больше одного сообщения в неделю, но во время больших сложных проектов они не должны чувствовать себя без сопровождения и навигации. Важно и то, в каком виде вы подаете информацию, — не бойтесь экспериментировать с оформлением, делая его более интересным и привлекающим внимание.

Контент, который вы предлагаете, должен регулярно проверяться на актуальность. Не забывайте запрашивать у участников обратную связь на используемые вами инструменты, чтобы понять, где их можно улучшить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Crypt - Криптомир
Добавить комментарий